Правила Горного Туризма
В наше время горный туризм и альпинизм находят все более широкое распространение. В горах ежегодно отдыхают миллионы людей. Масштабы такого рода отдыха порой заставляют бить тревогу. Многие тысячи тонн мусора оказываются в самых живописных уголках природы. Но главное, в экстремальных ситуациях, возникающих при камнепадах, сходе лавин, селей, при резких изменениях погоды, сопровождающихся ухудшением видимости, снижением температуры, усилением ветра, не все любители горных путешествий возвращаются к родным очагам.
Климат гор отличается суровостью. Для него характерны резкая смена погоды с перепадами температур в течение суток, достигающими десятков градусов. Температура воздуха обычно снижается с высотой примерно на 1°С через каждые 200 м. Горы немыслимы без ветров. Особенно часты так называемые горно-долинные ветры. С раннего утра они дуют с силой вверх по долинам и отрогам, утихая лишь с заходом солнца. Ночью охлажденные массы воздуха устремляются вниз по склонам. Особенно они свирепствуют на перевалах и в горных проходах, обрушиваясь на неосторожных путников. В долины нередко проникают теплые ветры - фены. Они ускоряют таяние снегов, разрушают снежные мосты и карнизы, ведут к лавинам и обвалам. Этому помогает и солнце. Горный воздух чист и прозрачен, поэтому солнечная радиация весьма интенсивна (особенно ультрафиолетовая часть ее спектра).
Одна из черт горной природы - понижение с высотой атмосферного давления. Так, на высоте 5500 м атмосферное давление почти в два раза ниже, чем на уровне моря.
Переход в горах всегда чреват неожиданностями. Крутые подъемы, обрывистые спуски, узкие извилистые тропки, провалы, прикрытые снежными мостами, коварные карнизы, уходящие из-под ног галечные осыпи, изборожденные трещинами ледники, создают немало опасных ситуаций. Их преодоление порой связано с серьезным риском для здоровья и жизни. Поэтому переход в горах немыслим без предварительной подготовки. Намеченный маршрут необходимо оценить с точки зрения возможных природных препятствий и при необходимости скорректировать даже за счет удлинения перехода. Предварительно устанавливается порядок движения в походе (вес переносимого груза, скорость и режим перехода, питание, водообеспечение и т. п.).